Все, что вы хотели знать об антипробуксовочной системе и системе курсовой устойчивости.
мар 28, 2021
Антипробуксовочная система и система курсовой устойчивости: в чем отличия?
Разница между антипробуксовочной системой и системой курсовой устойчивости подобна разнице между бакалавром и магистром в области автомобильной безопасности. Система курсовой устойчивости это как антипробуксовочная система с более высоким уровнем образования (программным обеспечением) и лучшими инструментами (более мощный компьютер и большее количество электронных датчиков).
Антиблокировочная тормозная система, в том виде в котором мы ее знаем, впервые появилась на автомобилях Imperial в 1971 году. В том же году появился Buick Riviera с примитивной антипробуксовочной системой MaxTrack. Вместо применения торможения, система сравнивала скорость вращения ведущих и ведомых колес и задерживала зажигания до тех пор, пока скорость вращения задних и передних колес не сравняется. Так как скорость подачи топлива в двигатель никак не контролировалась, работа системы сопровождалась эффектными хлопками и выстрелами из глушителя.
Система курсовой устойчивости впервые появилась на Mitsubishi Diamante в 1990 году. Так как эта модель выпускалась только для рынка Японии, в Америке с системой курсовой устойчивости смогли познакомиться лишь в 1995 году, благодаря разработкам Bosch, использованным в Mercedez-Benz S600. А теперь от истории перейдем к сравнению этих систем в том виде, в котором они существуют сегодня.
Антипробуксовочная система
Эта система активной безопасности была разработана для предотвращения потери тяги в колесах автомобиля при движении по различным поверхностям (мокрый асфальт, песчаная дорога и др.). Достигается это за счет измерения скорости вращения колес и контроля этой скорости путем использования системы АБС, распределяющей тормозное усилие на каждое отдельное колесо и/или контроля подачи топлива и зажигания, для снижения мощности двигателя и уменьшения скорости вращения колеса. Антипробуксовочную систему автомобиля можно отключить, для этого необходимо нажать на кнопку с обозначением TC, TCL или со значком, изображающим заднюю часть автомобиля с двумя s-образными следами за ним. Если ваш авто оборудован антипробуксовочной системой и системой курсовой устойчивости, то скорее всего активация и отключение систем будет вынесено на одну кнопку, которая в таком случае может называться ESC, VSC или будет обозначена все той же иконкой.
Система курсовой устойчивости
Современные системы курсовой устойчивости используют те же средства, которые применяются для работы антипробуксовочной системы и антиблокировочной тормозной системы (датчик положения педали тормоза, датчики скорости вращения колес на каждом колесе и гидравлические тормозные клапаны, которые повышают или понижают давление в тормозной системе для каждого отдельного колеса), а также еще несколько датчиков. Датчик угла поворота рулевого колеса, вместе с датчиками положения педалей тормоза и газа, используются для определения желаемой скорости и направления движения автомобиля. Датчик поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и трехосевой акселерометр определяют боковое и продольное ускорение, а также угол наклона поверхности, по которой движется автомобиль. Используя информацию со всех этих датчиков, компьютер анализирует фактическую скорость и направление движения автомобиля и сравнивает их с желаемой водителем и, если они не совпадают, система начинает задействовать торможение на каждом колесе и, при необходимости, контролировать работу двигателя, чтобы избежать заносов и автомобиль двигался по той траектории, по которой желает водитель. В США система курсовой устойчивости стала обязательной для всех автомобилей, выпускаемых с 2012 года. С тех пор все новые автомобили комплектуются “святой троицей” - антиблокировочной тормозной системой, антипробуксовочной системой и системой курсовой устойчивости.
Как система курсовой устойчивости влияет на траекторию движения автомобиля?
Система курсовой устойчивости действует примерно также, как человек, управляющий лодкой. Для поворота на лодке вы начинаете грести веслом с одной стороны и лодка начинает поворачивать в сторону, противоположную гребущему веслу. Система курсовой устойчивости увеличивает тормозное давление на колесах с той или иной стороны автомобиля, что заставляет его плавно поворачивать в сторону колес, которые вращаются медленнее. Если водитель повернул рулевое колесо на столько сколько нужно, но это не дает необходимого результата из-за плохого сцепления с дорогой или сильного бокового ветра, то увеличение угла поворота самостоятельно или при помощи адаптивного электроусилителя рулевого управления также могут не дать необходимого результата. Системы курсовой устойчивости работают незаметно для водителей, за исключением индикатора, загорающегося, когда система активна.
Как связаны ABS, система курсовой устойчивости и антипробуксовочная система?
Все три системы связаны между собой, поэтому если в автомобиле есть система курсовой устойчивости или антипробуксовочная система, то обязательно есть и антиблокировочная тормозная система. ABS отвечает за работу тормозных клапанов, необходимых для контроля скорости вращения колес, за счет чего и работает антипробуксовочная система и выполняется корректировка траектории движения автомобиля. В некоторых моделях автомобилей эти системы можно отключить или настроить уровень их помощи. Кнопка для отключения антипробуксовочной системы встречается достаточно часто, а опция, позволяющая отключить систему курсовой устойчивости, может быть спрятана глубоко в меню и не всегда отключает эту систему активной помощи полностью. Для активации и деактивации этих систем может также использоваться одна общая кнопка.
Как настроить систему курсовой устойчивости?
Некоторые автомобили, например, Chevrolet Corvette, многие Cadillac серии V и BMW серии M предлагают различные настройки, адаптированные под различные условия вождения. Иногда этих настроек так много, что помочь разобраться в них можно только при помощи специализированных форумов. Внедорожники, как правило, имеют готовые режимы, оптимизированные под различные типы дорожного покрытия (снег, грязь, асфальт, трава и др.), следовательно, лучше выбирать настройку, соответствующую покрытию, по которому вы движетесь. В противном случае, если вы движетесь по дороге общего пользования, лучше не изменять стандартные настройки. Отключение системы курсовой устойчивости позволит вашему автомобилю входить в занос, но делать это стоит только на специальных трассах и в том случае, если вы являетесь опытным водителем. Стоит отметить, что во многих моделях автомобилей, производители настраивают эти системы таким образом, что они снова включаются в том случае, если вы нажимаете на педаль тормоза, когда автомобиль начинает заносить.
Когда антипробуксовочную систему лучше отключить?
Если в вашем авто нет выбора режимов, адаптированных под определенное покрытие, и вы застряли в снегу или песке, то отключение антипробуксовочной системы, снижающей скорость вращения колес, может помочь вашему автомобилю докопаться сквозь снег или песок до поверхности с лучшим сцеплением и снова поехать.
Стоит ли отключать систему курсовой устойчивости?
Краткий ответ - нет. Полностью отключать систему курсовой устойчивости при движении по дорогам общего пользования крайне не рекомендуется. Именно поэтому опция отключения этой системы спрятана глубоко в настройках или требует удержания кнопки в течение нескольких секунд, чтобы вы не могли отключить ее случайно. Отключайте систему курсовой устойчивости только в том случае, если вы уверены в своих силах и хотите посмотреть, на что способен ваш автомобиль на закрытой трассе.
Почему загорается индикатор системы курсовой устойчивости?
Система курсовой устойчивости является одной из систем активной безопасности автомобиля, поэтому ее работоспособность постоянно отслеживается бортовой системой диагностики. Индикатор системы курсовой устойчивости загорается если система отключена или агрессивность ее работы установлена на минимальный уровень, а также, если в работе системы обнаружена неисправность. Чаще всего неисправность вызвана повреждениями или коррозией на датчиках скорости вращения колес. Во время движения индикатор может временно загораться и снова гаснуть, что является нормой. Происходит это в те моменты, когда система курсовой устойчивости активна и пытается выровнять траекторию движения автомобиля.
Для вашего удобства, оставим список названий систем курсовой устойчивости различных производителей. Он поможет определить установлена ли система курсовой устойчивости в конкретной модели автомобиля или найти кнопку, отвечающую за отключение или настройку этой системы.
Acura: Vehicle Stability Assist (VSA)
Alfa Romeo: Vehicle Dynamic Control (VDC)
Audi: Electronic Stability Program (ESP)
Bentley: Electronic Stability Program (ESP)
BMW: Dynamic Stability Control (DSC)
Bugatti: Electronic Stability Program (ESP)
Buick: StabiliTrak
Cadillac: StabiliTrak и StabiliTrak3.0 с Active Front Steering (AFS)
Chevrolet: StabiliTrak и Active Handling (только в Corvette и Camaro)
Chrysler: Electronic Stability Program (ESP)
Dodge: Electronic Stability Program (ESP)
Fiat: Electronic Stability Control (ESC) и Vehicle Dynamic Control (VDC)
Ferrari: Controllo Stabilità (CST)
Ford: Roll Stability Control (RSC), Interactive Vehicle Dynamics (IVD), Electronic Stability Program (ESP)
General Motors: StabiliTrak
Honda: Vehicle Stability Assist (VSA)
Hyundai: Electronic Stability Program (ESP), Electronic Stability Control (ESC) и Vehicle Stability Assist (VSA)
Infiniti: Vehicle Dynamic Control (VDC)
Jaguar: Dynamic Stability Control (DSC) и Automatic Stability Control (ASC)
Jeep: Electronic Stability Program (ESP)
Kia: Electronic Stability Control (ESC) и Electronic Stability Program (ESP)
Lamborghini: Electronic Stability Program (ESP)
Land Rover: Dynamic Stability Control (DSC)
Lexus: Vehicle Dynamics Integrated Management (VDIM) и Vehicle Stability Control (VSC)
Lincoln: AdvanceTrac
Maserati: Maserati Stability Program (MSP)
Mazda: Dynamic Stability Control (DSC)
Mercedes-Benz: Electronic Stability Program (ESP)
Mini: Dynamic Stability Control (DSC)
Mitsubishi: Active Stability Control (ASC)
Nissan: Vehicle Dynamic Control (VDC)
Porsche: Porsche Stability Management (PSM)
Subaru: Vehicle Dynamics Control (VDC)
Toyota: Vehicle Stability Control (VSC) и Vehicle Dynamics Integrated Management (VDIM)
Tesla: Electronic Stability Control (ESC)
Volvo: Dynamic Stability and Traction Control (DSTC)
Volkswagen: Electronic Stability Program (ESP)
Хотите выгодно купить автомобиль из-за границы?
Обращайтесь в WESTMOTORS, мы обязательно поможем!
Появились вопросы?
Спросите наших специалистов!
Наши специалисты в социальных сетях
Воспользуйтесь подбором авто прямо сейчас!
Отметьте необходимые для вас 3 параметра: тип топлива, тип кузова и бюджет.
Мы вышлем вам несколько выгодных для пригона вариантов автомобилей максимально соответствующих вашим требованиям и рынку Беларуси.