Китайские эксперты ставят под сомнение утверждения о "абсолютной безопасности" твердотельных батарей на фоне рыночного ажиотажа
дек 20, 2025
Обсуждение безопасности твердотельных батарей (SSB) усилилось в Китае в декабре 2025 года, поскольку эксперты и исследователи отрасли все чаще предостерегают от характеристики технологии как внутренне или абсолютно безопасной. Хотя SSB остаются в центре внимания развития литиевых батарей нового поколения, недавние комментарии подчеркивают неразрешенные риски безопасности и проблемы с широкомасштабным развертыванием.
Твердотельные батареи заменяют традиционные жидкие электролиты на твердые и, как ожидается, предлагают более высокую плотность энергии и более широкий запас безопасности в эксплуатации. Эти характеристики вызывают большой интерес со стороны инвесторов в 2025 году, наряду с ожиданиями, что национальный стандарт безопасности Китая для аккумуляторов, вступающий в силу 1 июля 2026 года, требует от новых батарей проходить определенные тесты на устойчивость к абьюзу без возгораний или взрывов в течение 5 минут. Наблюдатели в промышленности отмечают, что стандарт не применяется исключительно к SSB и не устраняет фундаментальные риски безопасности литиевых батарей.
На Всемирной конференции по аккумуляторам в 2025 году академики подчеркнули, что SSB остаются энергоденсивными электрохимическими системами и не могут считаться свободными от риска термического разбега. Исследователи отметили, что литий, широко используемый в конструкциях SSB, остается высокореактивным. Экспериментальные исследования, упомянутые аналитиками, показывают, что литий может реагировать непосредственно с катодными материалами в отсутствие кислорода, что приводит к алюминотермическим реакциям при температурах до 1,370 °C в экстремальных условиях. Такие реакции могут происходить даже в полностью разряженных батареях.
Эксперты также подчеркнули, что образование литиевых дендритов, известный механизм отказа в жидких литий-ионных батареях, не было устранено в SSB. Хотя твердые электролиты теоретически могут подавлять проникновение дендритов, реальные материалы могут содержать микроскопические зазоры или границы зерен, которые позволяют дендритам распространяться, потенциально вызывая внутренние короткие замыкания. Более того, многие прототипы SSB зависят от катодов с высоким содержанием никеля и анодов на основе кремния для достижения более высокой удельной энергии, но эти материалы ассоциируются с повышенной термической нестабильностью.
Несколько китайских автопроизводителей активно развивают технологии SSB, подчеркивая необходимость тщательной оценки безопасности. Группа FAW планирует оснастить автомобили Hongqi твердотельными батареями до 2027 года, в то время как Группа GAC начала опытное производство на пилотном заводе для полностью твердотельных батарей для испытаний автомобилей малой партии. Компания Dongfeng Motor нацелена на массовое производство батарей с энергоемкостью примерно 350 Втч/кг к концу 2026 года, что потенциально позволит автомобилям с электроприводом преодолевать расстояния более 1,600 км. SAIC Motor и Chery Automobile также продвигают прототипы и пилотные программы, направленные на интеграцию в 2027 году. Эти временные рамки подчеркивают, почему эксперты акцентируют внимание на строгой валидации безопасных характеристик наряду с коммерческим развертыванием.
Китайские аналитики предостерегают, что представление SSB как гарантированного решения проблемы возгораний или взрывов батарей рискует искажением технической реальности. Обычные жидкие литий-ионные батареи продолжают улучшаться с точки зрения безопасности за счет огнеупорных электролитов, coatings на поверхности электрода и ячеек, устойчивых к высоким температурам, что расширяет их жизнеспособность в таких приложениях, как стационарное хранение энергии. Промышленный консенсус все более указывает на сосуществование, а не полную замену: SSB могут быть более подходящими для приложений, придающих значение высокой плотности энергии и строгим пределам безопасности, в то время как жидкие литий-ионные батареи остаются конкурентоспособными в условиях чувствительности к стоимости и зрелых развертывательных сценариях.
Хотите выгодно купить автомобиль из-за границы?
Обращайтесь в WESTMOTORS, мы обязательно поможем!
Появились вопросы?
Спросите наших специалистов!
Наши специалисты в социальных сетях
Воспользуйтесь подбором авто прямо сейчас!
Отметьте необходимые для вас 3 параметра: тип топлива, тип кузова и бюджет.
Мы вышлем вам несколько выгодных для пригона вариантов автомобилей максимально соответствующих вашим требованиям и рынку Беларуси.